Подлинной ценностью может быть лишь то, ценность чего для вас не только ясна, но и принята на уровне личного субъективного согласия, а не объективной общей догмы. Например, семья - это объективная ценность. Но является ли она таковой для человека, которого в его семье системно принижают и подвергают психологическому или физическому насилию? Едва ли. И ценностью она станет только тогда, когда он получит совершенно иной опыт близких отношений с другими людьми, и в других обстоятельствах. И так на любом уровне. Помню, на презентации моей книги в Москве, прекрасная молодая женщина весело посетовала, что ей трудно выдерживать ценное для неё: она ценит здоровое питание, но хочет пирожных, ценит брак, но хочет пока только секса. Мы не стали уходить в дотошные нравоучения и поучения, и очень быстро выяснили, что ценности, которые она обозначила, не являются её субъективными ценностями на этот период жизни, пусть и звучат чудесно. Это объективные социальные ценности. А значит, имеет смысл честно признать свои реальные потребности и нести за них ответственность, ни перед кем не отчитываясь за свой выбор. Бесполезно навязывать взрослому человеку в качестве ценности то, что по каким-то причинам не является ценностью для него лично. Передумать или получить иной опыт он может только сам, а не через активные чужие попытки забраться в его голову и навести там свои порядки. Последнее, на мой взгляд, разрушило миллионы человеческих судеб...и, скорее всего, продолжит это делать. Принятые и признанные ценности не требуют никаких усилий для того, чтобы соответствовать им, соблюдать их условия, жить по их принципам. Это осознанная потребность. И наоборот, всё то, что достигается поломками себя разной степени тяжести и требует гигантской дисциплины, чтобы хоть как-то удержаться в рамках достигнутого, не ценность, а страх внешнего осуждения и последующей изолированности от самого громкого большинства. Вопрос, как и всегда, в честности перед собой. Лиля Град